Во взрослом состоянии сформировать новые нейронные связи, а значит новые привычки, которые способны кардинально изменить нашу жизнь достаточно сложно. Сложно, а не невозможно.
Мы предлагаем 5 способов, которые помогут сформировать новые привычки:
1. Имеющийся опыт VS новый
Как известно, в мозге есть так называемое серое и белое вещество. Последнее как раз и является защитной оболочкой тех нейронных связей, которые уже давно образовались. Такие связи можно сравнить с проводом в оболочке и не защищенном ей.
Например, вы решили приучить своего ребенка делать каждое утро зарядку на ортопедических ковриках «ОРТО ПАЗЛ». Ребенок проделывает это действие уже несколько раз. В первый же раз, когда он только начал добавлять новое действие в свою жизнь у него уже сформировалась новая нейронная связь. Если ребенок продолжает это действие на протяжении нескольких месяцев, то эта нейронная связь начинает «обрастать» миелиновой оболочкой, то есть как раз тем самым белым веществом.
У ребенка до юношеского возраста эти связи образуются и закрепляются быстрее, чем у взрослого. Поэтому все специалисты и говорят о том, что прививать полезные привычки лучше с детства. Речь идет не только о привычках, а вообще о получении новых знаний, умений и навыков: изучении языков, данных об окружающем мире и прочем.
2. Повторение мать не только учения
Как известно, весь опыт строится на том, что одно и то же действие повторяется многократно. Не зря при зазубривании стихотворения нужно несколько раз повторить одну и ту же фразу, потом переходить к четверостишиям и уже позже соединять воедино весь стих. Если подойти к этому вопросу с научной точки зрения, то нейронные связи состоят не только из отдельно расположенных нейронов. Они и называются связями потому, что их соединяют между собой синапсы, которые позволяют передавать информацию от одного нейрона к другому, образуя тот самый опыт. Эти самые синапсы образуются двумя путями:
· При многократном повторении одного и того же действия;
· Под воздействием сильнейших эмоций (например, ребенок сильно обжег руку о еще неостывшую плиту и у него в этот момент образовался не только новый нейрон, но и синапс, который соединил два нейрона между собой).
3. Активные нейроны формируют новые нейронные связи
Вы замечали, что двухлетний ребенок уже более осознанно смотрит на мир? Все дело в этих самых нейронных связях. Малыш, который однажды получил какое-либо знание, но не использует его регулярно, теряет нейрон, который он однажды приобрел. Такие «потери» способствуют развитию интеллекта, а также более осознанному взгляду на мир. Это происходит из-за того, что ребенок, во-первых, уже понимает свои эмоции и желания, а, во-вторых, умеет отделять важное в данный момент от посредственного.
Так, если ребенок голоден, то он будет стараться всеми силами утолить голод, а не отвлекаться на что-либо другое. Соответственно, если вы хотите, чтобы ребенок получил тот или иной опыт, то важно активизировать его внимание на этом. К примеру, вы знаете, что малыш в его возрасте должен уже обладать некоторыми навыками счета, то можно использовать игру для того чтобы сформировать и закрепить новые знания. То есть счетом можно заниматься не только в отведенное для этого время, но и по дороге в детский сад, на прогулке, во время еды и т.д.
4. «Истина» в мозге
То, что мы привыкли считать истиной, на самом деле является прочной нейронной связью, а вернее пучком нейронных связей, которые уже имеют отростки нейронов и, соединяющих их, синапсов. Например, если человек достаточно религиозный, то он на все, что с ним происходит, смотрит с точки зрения религии, которой он придерживается. Или еще один пример. Если человек по своей натуре пессимист, то он во всем, что с ним происходит, видит негативный подтекст. Эти убеждения и являются частью его личности. Чтобы их поменять, человеку нужно создавать новые нейронные связи, которые важно не только создать, но и укреплять.
5. Шокирующие моменты способствуют развитию нейронных связей
Часто с вами случалась неожиданная радость или печаль? Именно в эти моменты в мозге происходит огромное количество гормональных «взрывов», которые способствуют созданию новых рецепторов. Они же в свою очередь способствуют созданию новых нейронных связей, а с помощью них человек уже понимает, чего он может ждать в будущем от той или иной ситуации. Тогда-то и возникают «гормоны радости».
Итак, сделаем вывод. Нейронные связи проще всего образуются и укрепляются в мозге ребенка. Проще всего это сделать при помощи не только введения в жизнь ребенка новой привычки, но и регулярного ее закрепления. Кроме того, можно дарить ребенку множество приятных эмоций, которые будут способствовать не только возникновению «гормонов радости», но и будут ассоциироваться у ребенка с чем-то хорошим, приятным и теплым.